четверг, 15 декабря 2016 г.

Танцующая над землей

В первый раз я увидела ее, когда ее бродячий цирк приехал к нам в глухую деревеньку в горах. Она была великолепна. Как она балансировала по натянутому тросу! И даже если ее помощники отпускали напряжение троса, она качнувшись, тут-же находила равновесие и умудрялась даже сальто крутить. Мне очень захотелось познакомиться с ней ближе и я отправилась вечером на окраину деревни, где они разбили лагерь.
Около ярко горящих костров стояла труппа. Кто ел, кто разговаривал, кто бренчал на гитаре. Вроде-бы все тихо, но атмосфера какая-то давящая. Приняли меня немного недружелюбно, люди недоверчиво разглядывали мои простые дары. Хлеб был тщательно обнюхан и кто-то принеся магнит поводил им над булкой.
- Знаем мы вас, - пробурчал этот кто-то. - Приносите подарки, а нам потом вытаскивай лезвия изо рта.
Лезвия? Боже мой, что за бред? С ветчиной было проще: брошенеый собаке кусок был ей моментально проглочен. Затем ее нарезали тонкими ломтиками и раздали поровну. Фрукты и овощи циркачи помыли и тщательно осмотрев, разделили между собой.
- Зачем пришла? - грубо спросила эквилибристка, как я ее окрестила. Видимо она была не только гвоздем программы, но и главой этого цирка.
- Познакомится, - ответила я улыбаясь.
- Ну, садись, будем знакомится, - она кивнула на порог вагончика.
Она не церемонилась со мной, села рядом, предложила простую похлебку и съев свою порцию, пошла на осмотр своих временных владений. Она поглаживала лошадей, постукивала колеса, подбадривала команду шутками, то тут то там. Было в ней что-то такое не подходящее к ней. Будто роль играет. Эта вот грубость наигранная и сутулость. Да, вот именно это бросалось в глаза. Она сутулилась, почти незаметно, но плечи были опущены вниз, а голова втянута в это укрытие.
На следующий день цирк собрал палатки и тронулся в путь, ну а я с ними привязалась. Наговорила им о своих полезных качествах, что могу мол и людям и лошадям ноги вправлять, много не ем, никого не трогаю, просто хочу немного мир посмотреть. На самом деле меня заворожила Клара, предводительница этого балагана. Мне очень хотелось разгадать ее тайну. Очень скоро я поняла, почему она сутулилась. Из ее табора она была самой высокой, двери и потолки всех вагончиков были для нее слишком низкими. Она видимо просто привыкла пригибаться.
Однако почему она несмотря на свою видимую грубость отдавала так много ответственности за свое благосостояние своим компаньонам — вот это оставалось для меня загадкой. Как часто я наблюдала за тем, как ее помощники ослабляли трос и она размахивая руками пыталась вновь найти равновесие. Как часто у меня захватывало дух и я думала, что все, это конец! Первое время я думала, что это трюк такой, чтобы зрители ахали. Ах, сейчас она упадет. Пока в первый раз не увидела Клару в таком гневе, что взрывающийся вулкан вам показался бы тлеющим огоньком.
Она буйствовала, кричала, била тарелки, обвиняла помощников, а те только виновато опускали глаза и молчали. После таких вечеров в лагере было так тихо, что слышно было только потрескивание костров. После таких вспышек я нужна была Кларе как никто другой. У нее раскалывалась голова, а я знала как и где нужно помассировать, чтобы снять напряжение. И вот однажды это случилось. Я разминала ей шею и вдруг ее плечи стали вздрагивать. Она плакала. Она тихо всхлипывала, а слезы текли по щекам. Закупорив мятное масло и отодвинув его подальше, я присела перед ней на корточки и обняла ее. Вот она, настоящая Клара. Вот она. Слабая и ранимая. Упала маска сильной, ту кто никто не может обидеть.
Она вышла из защитного режима, в котором постоянно находилась. Она перестала защищаться ото всех и вся. А может просто начала мне доверять и поняла, что от меня не надо защищаться?
- Я так устала, - призналась она вытирая слезы.- Устала от этого всего. От их безалаберности, от этого постоянного давления на меня, от кочевой жизни, - продолжила она.
Мои руки гладили ее по спине и затылку как маленького ребенка. Мы сидели вот так прижавшись друг к другу, пока она вдруг не встрепенулась.
- Прости меня, что-то я расклеилась. Видимо погода промозглая действует так, - пробормотала она, шмыгая носом.
Но прежде чем ее защитный панцирь мог захлопнуться, я задала ей тот вопрос, который с самого начала зудил мой язык.
- Почему ты это терпишь? - спросила я тихо, почти неслышимо, тише чем шепотом.
Клара широко открыла глаза, что должно было выразить удивление и возмущение.
- Ты с ума спятила? Как может быть иначе? - спросила она и в ней опять всколыхнулась ярость.
- Зачем ты даешь концы троса своим помощникам? Зачем ты даешь им столько власти над собой? - спросила я голосом, похожим на тихий шелест листвы.
Клара резко встала, расправила плечи и посмотрела на меня сверху вниз.
- Можно ведь трос привязать к столбам или деревьям, - продолжила я свою мысль.
- Но его нельзя натянуть так туго, как это делают мои компаньоны! - возразила она и хлопнув дверью выбежала на улицу.
В следующем городе я знала одного очень изобретательного мастера и объяснив ему проблему с натяжением троса, пригласила его к вечеру в лагерь.
- Смотри, если вот так подтянуть и вот здесь нажать, то напряжение троса будет стабильным и ты можешь потянув здесь, натянуть его еще сильнее, - объяснял сухой старичок свое приспособление.
Таким образом был сделан первый шаг. Клара стала независима от ее помощников. Она могла натянуть свой трос для танцев в воздухе в любом месте, где два дерева или столба стояли на нужном расстоянии. О, как она преображалась на этот тросе. Спина ровная, грудь вперед, плечи расправлены так, будто она расправляет крылья. Ее движения там наверху стали еще увереннее и плавнее, она была великолепна. Но как только она спускалась, сбрасывала яркий костюм и смывала такой-же яркий макияж, она вновь вжимала голову в плечи. Таким образом головные боли возвращались и наш вагончик после моего массажа опять наполнялся холодным запахом мяты.
Со мной Клара была иной. У нее была очень мягкая улыбка и такая-же мягкая походка. Легкая но одновременно сильная, как у пантеры. Глубина ее размышлений поражала меня. Клара очень много знала о неписанных законах мира. Даже для меня было новым ее изложение закона притяжения. Мне было уже знакомо, что мы всегда притягиваем к себе похожее, однако Клара пояснила: Мы притягиваем не то, что хотим, а то чем мы являемся. Если я делаю вид, что не боюсь недостатка, но притягиваю его, значит где-то глубоко внутри есть во мне что-то, что верит, что на всех всего не хватит.
Клара быстро перенимала от меня то, что я ей бережно преподносила. Мое желание быть здоровой, потому что так душе приятнее жить в этом теле. А не потому что надо быть сильной, чтобы тебя никто не мог обидеть. Она просто видела, как я живу и видела, как мне от этого хорошо и начинала тоже так думать. Очень медленно, но все-таки с заметными успехами, она переставала связывать свою самооценку со своими достижениями или успехами. Она уже спокойно могла чувствовать себя ценной, даже если не добивалась никаких особо важных результатов.
Все чаще Клара улыбалась этой вот мягкой улыбкой и с другими. Ее «стая» сначала удивлялась, потом начала таять. Окружающие ее люди млели в ее присутствии, будто согревались от ее тепла. Стая изменилась. Кто-то ушел, кто-то новый пришел на замену. И одним из этих кто-то был тихий жонглер, на которого Клара смотрела как-то особенно.
- А он милый, - говорила она, когда мы оставались одни. Дальше дело не заходило. Клара все-еще очень сильно стремилась делать вид, что она все знает и все у нее под контролем. Она не умела отпускать и мне предстояло ее этому научить. Возможность появилась очень быстро, захворал конь тянущий самую тяжелую повозку. Планировалось дойти до следующей деревни, там дать представление, сорвать куш и затем немного отдохнуть. Дороги размыло дождем, конь еле переставлял ноги и в какой-то момент совсем остановился.
- Сделай что-нибудь! - крикнула она мне и я с невозмутимым видом распрягла коня, вывела его из упряжки и подвела его к зеленой лужайке.
- Что ты делаешь? Нам надо двигаться дальше! - вопила Клара и все окружающие сжимались стараясь стать не видимыми, чтобы не дай бог не попасть под горячую руку.
- Клара, ему нужен отдых. И команде он тоже нужен. Посмотри как все устали, - сказала я и показала на измученные лица. Переход через горы был очень утомительный.
- Ты запланировала слишком длинный маршрут. Ты ошиблась, - объясняла я тихо, отведя Клару в сторону. - Но ошибки это не страшно. Можно просто отпустить хватку и позволить варианту Б войти в твою жизнь.
Клара резко обернулась к своим компаньонам, выжидавшим, что будет дальше.
- Привал! - рявкнула она и села на траву рядом со своим конем. Циркачи быстренько выбрали подходящее место для стоянки и стали распрягать лошадей и разводить костры.
- Клара, у нас достаточно припасов, мы можем отдохнуть и потом пойти дальше, - говорила я и не была уверена, слушает она меня или нет. Происходил разлом шаблонов, она привыкла существовать всегда на грани переутомления и нервного срыва и ей было нелегко просто отдыхать. Рабочий режим не так просто покинуть. Мои руки принялись разминать ступни, лодыжки и икры Клары. Напряжение медленно покидало ее, она смотрела на свой табор и улыбалась. Лица людей становились довольными и радостными. Люди были рады передышке.
- Ты как всегда права, старая обезьяна, - пошутила Клара и рассмеялась так звонко, что казалось будто зазвенели сотни колокольчиков. Жонглер поднял голову и прищурившись посмотрел на смеющуюся Клару. Настало время для следующего хода, подумала я и решила отправиться верхом в деревню, как только стемнеет. Оказалось, что у гадалки сегодня день рождения и к вечеру над лугом витали переплетения свирели и скрипки, и множество ног выводили веселые па на мягкой траве.
Мы простояли еще день, ленивое ничего неделание разморило всех. Однако к вечеру было решено завтра сниматься с места. Циркачи люди активные, долго бездействовать не могут. Когда мы прибыли к деревню, нас уже радостно встречали. Слышали видимо нашу музыку издалека. Как всегда нашлось чудесное место на окраине, откуда очень скоро послышались аплодисменты и восхищенные вздохи зрителей.
- Клара, у меня для тебя есть сюрприз, - сказала после представления я и потянула Клару в переулок. Поворот и еще один закоулок, вот мы и пришли. Щеки у Клары еще горели с выступления, дыхание уже успокаивалось, а костюм и макияж делали ее королевой в этом захолустье.
- Закрой глаза и не подглядывай, - попросила я забегая в просторный сеновал. Клара послушно шла за мной и принюхивалась. Пахло сеном, деревом и краской.
- Открывай! - скомандовала я и подвела Клару к красивому вагончику.
Клара замерла и сглотнула, она посмотрела на меня и слезы выступили на ее глазах.
- Как ты узнала? - спросила она.
- Ты посмотри сначала, - предложила я.
Она поднялась по лесенке на маленькую веранду, провела по перилам и открыв двери хотела было пригнуться, чтобы войти. Двери однако оказались такими высокими, что Клара могла войти внутрь с высоко поднятой головой. А когда она вошла она шумно выдохнула. Потолок в вагончике был не просто высокий, он был голубой как небо.
- Это еще не все, - и с этими словами я задернула шторы. В вагончике стало совсем темно, а на потолке засияли звезды.
Клара стояла в середине вагончика, а я зажигала свечи и лампадки. Она расправляла плечи и опускала их. Она ссутуливалась и выпрямлялась, она пыталась дотянуться до звезд и счастливо улыбалась.
- Это мой подарок тебе и жонглеру, - сказала я обнимая ее.
Клара подняла удивленно брови.
- Ты ему нравишься и он тебе тоже. Попытайте счастья, - прошелестела я.
Сильный конь мастера по дереву оттащил новый вагончик Клары к стоянке на окраине деревни. А она как царица гордо сидела на перилах террасы и играла на губной гармошке. Решено было устроить веселое новоселье и все-все приходили посмотреть на новое жилье Клары.
Утром нас разбудил кто-то пилящий что-то. Вечер затянулся и мы вовсе не горели желанием рано вставать.
- Что он делает? - спросила меня Клара выглядывая в окошко.
- Кажется он делает дверной проем выше, - предположила я рассматривая нашего силача Антона, который раньше всех лег спать.
Его примеру последовали все в команде Клары. А потом были закуплены краски и все вагончики стали яркими как радуга. И дальше больше, фокусник нашел способ опустить в вагончиках полы на целых полметра. Походка у всех вдруг стала ровной и уверенной, все потихоньку переставали сутулиться.
- Они с такой легкостью прощаются со старым, - удивлялась Клара. - А ведь сколько раз я жаловалась, что потолки низкие и двери тоже.

- Ты перестала прогибаться и подстраиваться, ты выпрямилась и они последовали за тобой. Ты перестала делать вид, что ты меньше чем ты есть. Ты приняла свое величие как данность - объяснила я. - А это значит, что мне пора собираться домой.
- Нет, почему? - легкая грусть легла на лицо Клары.
- Милая, я тебе больше не нужна. Ты выросла из своих глупых убеждений. Ты расправила крылья, ты ценишь себя и любишь с каждым днем все больше и больше.
- А разве любить себя, это не эгоизм? - спросила она.
- Требовать чтобы это делали за тебя другие, это эгоизм. Ты должна ценить и любить себя сама. Ты самое драгоценное для тебя существо. С таким настроем ты дарить другим свою любовь без ожиданий, что тебе за это что-то будет. Просто так, потому что у тебя этой любви через край.
Клара обняла меня и крепко прижала меня к себе.
- Мы еще увидимся? - спросила она.
- Может быть, может быть...

Комментариев нет:

Отправить комментарий